День Победы стал Днем пафоса. Для России это день былого величия, попытка найти в прошлом индульгенцию за грехи нынешние. Тогда и войну с Украиной можно оправдать необходимостью борьбы с фашизмом как с мировым злом. Можно ли диалектически сравнивать фашизм Германии сороковых годов прошлого века с фашизмом, который, по словам кремлевских идеологов, расцвел после Майдана в Украине? Сороковые-роковые.
В самарских театрах к юбилею Победы массово ставили спектакли о войне. По произведениям советских авторов. Перелицевав содержимое советских книг в глянцевую, лакированную пафосом обертку, современные режиссеры создали "Сало в шоколаде". Спектакли, где десятиклассницы, провожающие парней на фронт так накрашены косметикой, словно учатся не в советской сталинской школе, а выходят на панель в начале двадцатого века. Хотя откуда молодым режиссерам знать о том времени? Нет, ну хоть бы кинохронику посмотрели, про великий, могучий, советский народ.
После спектакля по повести Бориса Васильева "Завтра была война" вспомнились исторические хроники, как в коллективизацию с подворья зажиточных граждан страны Советов уводили коров.
В период "специальной военной операции" со слезами на глазах уводят парней. Сыновья уходят в бой, став солдатами группы Центр.
На юбилей Победы в самарских дворах и парках население на удивление не запускало фейерверки и салюты. Народ вообще забился в угол и сидел тихо, как мыши. Даже бухающие 24/7 компаниями самарцы, не горлопанили. Хотя деньги у народа имелись. Спиртное перед праздниками в самарских магазинах разбирали на ура. А вот пьяных не было. Может, боялись атак злых украинских дронов?
Военный парад в Самаре потряс количеством военизированной массовки: представители разных родов войск, включая не только мужчин, но и барышень, в ногу вышагивали по площади Куйбышева, показывая силу армии-победителя. Принимающие парад военные отличились, выехав вместо коней на конях железных: новых черных "Волгах". А в Оренбурге военный парад принимали на еще советских фаэтонах ГАЗ-24 и это было красивее самарского пафоса.
Кстати, на сорокалетие победы, когда в Куйбышеве находился штаб Приволжско-Уральского военного округа, военный парад принимали на сталинских фаэтонах ЗиС-110 мышиного цвета, которые удивительно гармонировали со сталинской архитектурой площади Куйбышева. Говорят, в девяностые эти уникальные авто были списаны и канули в гаражах миллионеров-ценителей авторетро.
"Бессмертный полк" возглавил, как полагается, губернатор Федорищев с супругой. Полиция следила, чтобы портреты фронтовиков по окончании мероприятия участвующие в нем молодежь и бюджетники не выбрасывали в урны, как это было, по недосмотру, при Азарове.
По городу в праздничные дни ездили легковушки, на задние стекла которых были прикреплены портреты фронтовиков. Практически в сталинских традициях, когда троллейбусы перед выборами в Верховный Совет или 7 ноября украшали портретами членов правительства, самарский общественный электротранспорт украсили патриотическими агитками. По Самаре курсировали троллейбусы Победы. Их пассажиры должны были стать идеологически верными "Единой России", отбросив последние сомнения в вопросе: "Когда победим Украину?"
Но Волгоградскую улицу в Сталинградскую в Самаре не переименовали даже временно. Недоработка.
Торжественно, зажжением тысячи свечей власти во главе с губернатором, отметили 50-летие открытия монумента штурмовику Ил-2, который выпускали на куйбышевских заводах. Национальная гордость или кич? Школьники-юнармейцы с губернатором стояли посреди сложенных из свечей победных слоганов. Ночной Самаре казалось, что штурмовик Ил-2 взлетал с огненного взлетного поля. Во время войны, действительно, ориентирами взлетно-посадочных полос часто были костры. А может Самару поглотил известный еще со времен Достоевского огонь войны, раздора и противоречий, и штурмовик стал последним рейсом на Запад для Сары Исааковны и тех, кто еще остался в рашистском концлагере?
Как пел Юрий Визбор:
- И вот, летит хоть деревянный,
- Но все-таки военный самолет.
Сразу вспомнилось, как скромно весной 1975 года открывали этот мемориал. Власти тогда были другие, думавшие не о пафосе, а о народе. Да что там, даже во время визита в середине семидесятых советского премьера Алексея Николаевича Косыгина в Куйбышев, возложение цветов к Вечному огню было скромным, не позерским. Ныне это мероприятие – это процедура власти для средств массовой дезинформации, инструмент идеологического влияния на обывателей, по инерции считающих себя гражданами сверхдержавы.
На концерте в Самаре вечером 9 мая Лариса Долина пела свой еще советский шлягер о том, что она желает своей стране мира и благоденствия. Это смотрелось эксцентрично, зная, что певица, раньше с блеском исполнявшая джаз, теперь участвовала в показе одежды в милитаристко-патриотическом стиле и поддерживает войну в Украине. Но, отчего же не спеть за деньги? Впрочем, другие советские песни про Победу, например: "Поклонимся великим тем годам" не исполняли, оставив в советском прошлом. Даже знаменитую песню фронтовика Булата Окуджавы из фильма "Белорусский вокзал" забыли. Возможно, потому, что в ней есть такие строчки:
- Горит и кружится планета,
- Над нашей Родиною дым…
- И, значит, нам нужна одна — Победа,
- Одна на всех — мы за ценой не постоим!
Понятно, что дым над родиной в эру "специальной военной операции" вполне может быть от украинских, или, что еще хуже, от натовских дронов. А это недопустимо, и так перед 9 мая аэропорты в центральной России были превентивно закрыты... А тысячи парней, погибших на "СВО", за ценой, действительно, не постояли.
Традиционные для 9 мая фронтовые сто грамм с гречневой кашей на юбилей Победы не раздавали. Даже странно: обычно походные кухни, где в котлах бурлила гречневая каша с тушенкой, были экстазом праздника победы для самарцев в футболках "можем повторить!" Но халявной каши в этом году не наблюдалось.
Очевидно, гречку с тушенкой отправили на передовую, подкормить корейских союзников, участвующим на стороне РФ в войне с Украиной.
Эра "специальной военной операции" – не эра милосердия!
Употреблять алкоголь даже под гречку с тушенкой запрещается! Зато отличились кондитеры самарского бренда "У Палыча", выпустившие к юбилею Победы торт с кремовым изображением сына полка: мальчишки в советской военной форме и торт "Прага" с Георгиевской лентой. Это знаменательно, зная об отношении чехов к русским солдатам после Пражской весны и особенно после начала "специальной военной операции". Но, самарский торт "Прага" — это ещё просоветская коалиция. В противном случае его название было бы "Prague". До французских вафель в виде Георгиевской ленты самарские кондитеры еще не додумались: по слухам, их изготовят к следующему юбилею Победы.
Весной молодежь пытается заинтересовать ватных самок. Видовое разнообразие самарских homo sapiens невелико, поэтому берут не интеллектом, а шашлыками и энергетиками. На набережную, как на местный брод, выплывают расписные самарские девчули, которых парни мотивируют бухлом и закуской.
Гуляешь по городу, отдыхая от школы, и думаешь: откуда все эти люди, не похожие на классических самарцев? С улиц исчезли самарские лица.
Такое ощущение, что город сдали непонятно кому. Хотя их имена известны: ватники, рашисты, жулики-единороссы.
Если даже мэр города и губернатор пришлые, что говорить о простом населении? Где то в районе КИНАПа поет про День Победы Лещенко. "Элита самарского народа" накачивается бухлом, не думая о победе. Люмпенов волнует актуальный еще с советских времен для самарцев тезис про водку, лодку и молодку.
! Орфография и стилистика автора сохранены