Судя по тому, что я читаю, положение в московской среде непростое. Вот старые "толстые журналы". Допустим, редакция выбирает стратегию: "ни слова о войне" (и тогда можно не публиковать зет-авторов). Но на это сразу раздается крик: "Как можно молчать о войне?!"

Но если редакция выбирает другую стратегию и публикует какого-то одного зет-автора, то он немедленно портит "всю бочку меда", и раздает крик: "вы печатаетесь вместе с людоедами!"

Это касается теперь всего: и книжных фестивалей, и издательских программ, и научных журналов, и, конечно, всей системы высшего образования. Проблема в том, что везде теперь "собирают средства на Донбасс".

Напрашивается "советская аналогия", но она ложная. Потому что в советское время не было альтернативы, все было закрыто наглухо, и поэтому "адаптация" носила всеобщий характер: тут мы занимаемся античностью, а тут идет сбор средств в поддержку Анжелы Дэвис.

Но теперь ситуация иная: треть сотрудников гуманитарных кафедр лучших университетов - уехала за два года войны. Поскольку это не "советская система" и все биографически прожили 15 лет активной адаптации к глобальному гуманитарному знанию. И получается, что те, кто остаются - прекрасные люди и прекрасные специалисты - в более тяжелом положении. "А почему остался собирать на Донбасс?".

И если в той системе люди "уже родились в ней", и границ ее было не видно до горизонта, то здесь люди должны адаптироваться к противоестественному внутри собственных биографий, прожив уже часть жизни в условиях альтернатив...

Могут сказать: публикуйся снаружи, теперь есть и журналы, и издательства русскоязычные. Но. Это ведь ты публикуешься у "иноагентов", и продолжаешь "сотрудничество с нежелательными организациями".

И тут тоже возникает замкнутый круг: публиковать там, это значит вести дело к отъезду. А зачем тогда "адаптироваться" и почему не уехать сразу. Открываешь свежий номер научного журнала, а ты там вместе со статьей Дугина или Матвейчева, открываешь литературный журнал, а ты там с популярным зет-автором. И встает вопрос: а через 3-5 лет - это как будет выглядеть? То - во что сейчас вплываешь просто ходом рутинной жизни.

Александр Морозов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены