Дней восемь назад я опубликовал статью. Я внимательно прочел все комментарии и обсудил эту статью с моими друзьями украинцами. Все замечания сводятся к двум формулам.
– "Вот это замах!" Дескать, ты, голубчик, переусердствовал. Данная тобой оценка экономических потерь Украины чрезмерно завышена.
– "Съест то он съест, да кто ему даст." Это из старого анекдота про прожорливого слона. Дескать, можно назначить любую цифру компенсации, да черта лысого Путин отдаст хоть что-то.
Попробую ответить на оба "критические замечания" и заодно дам дополнительную информацию.
Я проверил все свои цифровые выкладки (все цифры из совершенно открытых источников) и могу полностью поручиться за их точность. В первую очередь речь идет о потерях ВВП Украины в период первого этапы путинской агрессии (2014-21 годы). За эти восемь лет, потери ВВП Украины, считая в единых международных ценах 2021 года, безусловно превысили 400 миллиардов долларов. Вполне возможно, эти потери превысили 450 млрд. долл. или даже приблизились к 500 млрд. долл. Но будем осторожны в оценках и ограничимся 400 млрд. долл. Уж эта цифра точно не является преувеличением.
Здесь следует подчеркнуть, что в 2014-21 годах, единственным фактором снижения ВВП Украины была путинская агрессия, других не было.
Теперь о размерах инфраструктурных и прочих разрушений на Донбассе. Начиная с 2015 года я много раз встречал – у украинских авторов – оценки разрушений, в 2014-15 годах, в 30-40 млрд. долл. Вероятно, 40 млрд. долл. является цифрой более близкой к реальности. И она, в ценах 2021 года, очевидно не является завышенной.
Здесь нужно подчеркнуть, что в 2015-16 годах, в "сравнительно спокойной" обстановке, власти РФ и их местные марионетки практически никаких восстановительных работ на Донбассе не вели. Напротив, продолжался "организованный грабеж" Донбасса – вывозилось в Россию еще уцелевшее оборудование местных предприятий. В итоге, потери Украины на Донбассе от разрушений не сократились, скорее наоборот.
Наконец, экономические потери связанные с гибелью, в 2014-21 годах, свыше 15,000 украинских военнослужащих и мирных жителей в результате путинской агрессии. Я не знаю во сколько сотен тысяч долларов оценить каждую потерянную жизнь. Но теперь очевидно, что полные экономические Украины в 2014-21 годах в результате воздействия трех перечисленных главных факторов, намного превысили, в ценах 2021 года, 400 миллиардов долларов.
Наконец, попытаемся оценить экономические потери Украины в результате второго этапа путинской агрессии, начиная с 24 февраля. Для начала обратимся к сайту Википедии, содержащем данные о ВВП (в текущих ценах, в долларах в пересчете местных валют по среднему за год текущему курсу) около 200 стран мира, и для 2020 года, плюс оценку ВВП за 2022 год. С одним единственным исключением. Для Украины приводятся данные за 2021 год. Иначе говоря, ожидаемые потери ВВП Украины в 2022 году против 2021 года оказались настолько велики, что данный сайт даже не решился их оценить!
Сами украинские экономисты в мае-июне, после трех-четырех месяцев второго этапа путинской агрессии, оценивали падение ВВП в 2022 года по крайней мере в 45%. Имеется в виду ВСЯ Украина, включая оккупированную территорию. Реальность может оказаться даже хуже. Я склонен полагать, что, даже если война закончится победой Украины к концу 2022 года (а это крайне сомнительно) и восстановлением ее территориальной целостности, то потери Украины от падения ВВП в 2022-30 годах, минимум в полтора раза превысят потери Украины по этой же статье по итогам первого этапа путинской агрессии.
А если война закончится победой Украины к концу 2023 года? Тут я даже не способен дать оценку.
Пока же важнейшим фактором экономических потерь Украины стали потери от разрушения инфраструктуры (включая разрушение жилья). В мае украинские эксперты, внутри и вне правительства, оценивали эти потери в 600 млрд. долл. К концу июня оценка этих потерь выросла до 750 млрд. долл. Известный лондонский еженедельник The Economist в номере от 9 июля привел эту цифру в списке важнейших экономических и политических новостей за истекшую неделю.
И я склонен думать, что к концу года оценка потерь Украины от разрушения инфраструктуры существенно вырастет.
И наконец третий фактор: экономические потери Украины связанные с потерей человеческих жизней. За первые пять месяцев нового этапа путинской агрессии погибли десятки тысяч украинских воинов и мирных жителей...
Короче, даже если война закончится победой Украины к концу 2022 года, совокупные экономические потери Украины, очевидно, намного превысят 1 триллион долларов.
Остановимся здесь.
Теперь кратко о возможности или невозможности получения Украиной компенсации (контрибуции) с России (или того, что от РФ останется после поражения в войне). Приведу ряд значимых фактов июня-июля:
– На текущий день в распоряжении ВСУ сейчас находится всего-навсего 12 (двенадцать) систем HIMARS. И этого оказалось достаточно, чтобы уже в июле в очень значительной степени блокировать наступательную деятельность путинских орд в Украине. Попросту говоря, с начала июля путинское наступление прекратилось. Одновременно началось "ползучее" освобождение Херсонской области частями ВСУ. В ближайшее недели и месяцы количество систем HIMARS и другого современного тяжелого оружия (155-мм дальнобойные гаубицы, морские крылатые ракеты Harpoon и даже истребители F-15 и F-16) в распоряжении ВСУ, видимо, вырастет в несколько раз (без деталей). Отступление путинских орд становится неизбежным, со всеми вытекающими последствиями для путинского режима.
– "Демарш" президента Казахстана Токаева 17 июня в ходе ПМЭФ в Петербурге, а также дальнейшие антипутинские акции Токаева (частичное замораживание российских активов в Казахстане, приглашение западным фирмам – многими сотнями бегущими из РФ – "переехать" в Казахстан, временная остановка экспорта российского угля в Китай через Казахстан и прочее) прекрасно показало, НАСКОЛЬКО упал курс "путинских акций" в Казахстане и во всей Центральной Азии. Разумеется здесь нужно учитывать растущую поддержку Казахстана Китаем. Но это в свою очередь демонстрирует сильное падение "путинских акций" в самом Китае. Мефистофель явно размышляет об окончательной ликвидации своего давнего протеже доктора Фауста (именно так).
– В начале июля Швеция и Финляндия де-факто вступили в НАТО (осталась процедура ратификации этого акта каждой страной НАТО). Вместе с расширением западных санкций против путинского режима, это показывает, что на Западе Путина уже не боятся или почти не боятся. Это еще один показатель резко снизившейся прочности путинского режима.
– Наконец, визит Путина в Тегеран и его встречи с Хаменеи и Эрдоганом, с целой кучей унизительных для Путина деталей (никогда еще такого не было!), прекрасно показал падение авторитета Путина в "глубинной Азии".
И возникает, естественный вопрос: сколько еще осталось Путину и его режиму? Уверен – недолго (не сглазить бы). А возможности Украины на получение компенсации быстро растут.
Слава Украине! Смерть рашистским оккупантам!