Как ни странно, день рождения Путина - это некоторый повод для рассуждения.

Не надо думать, что наша несменяемость, застывшие 22 года имеют какую-то очень сложную причину. Что здесь есть стратегия, исторический рок, культура, тяжкое наследие чего бы то ни было, любая херня, которую любят придумать в публицистических выкладках.

Тому есть ровно одна причина: те люди, которые сегодня живут во дворцах и держат миллиарды долларов на офшорных счетах - не смогут это все оставить себе ни при ком, кроме Путина.

Речь не о Навальном, свободных выборах, гласности и перестройке. Речь прям о физическом Путине и любом физическом не-Путине. Собянин, Патрушев, Кадыров, Сечин, Ковальчук - перераспределит собственность и полномочия как-то иначе.

Ведь проблема отсутствия прав в том, что их нет для всех. Такого не бывает, что внизу пирамиды произвол, а наверху - законность. Наверху точно так же нет никаких прав, там есть привилегии.

Права от привилегий отличаются тем, что первые формализованы и прописаны, они всегда есть. А привилегии даруют, причем дарует кто-то конкретный, он же может отобрать, а главное - они действуют ровно до тех пор, пока даритель при власти.

Почти комическая деталь для иллюстрации - это массовое переписывание в реестрах коррупционной собственности на “Российскую Федерацию”. До тех пор, пока работает ровно та система неформальных договоренностей, какая есть сейчас - это просто остроумный способ прятать имущество и издеваться над публикой. Пока третий десяток лет в центре всего сидит секретарша, у которой на мониторе стикеры: в случае виллы такой-то читать “Российская Федерация” как Игорь Чайка.

Но когда эта секретарша по какой-то причине уйдет - ее сменщица может либо понятия не иметь, либо на х** вертеть все ваши договоренности.

Наш авторитаризм - это как серая зарплата. Пока все хорошо, то все хорошо: в договор - 20, на руки - 70, все довольны. Но неформальные договоренности, на которых строится наше государство, плохи именно тем, что они неформальные. Когда что-то пойдет не так, ты поругаешься с начальством, начальство поменяется, тебя захотят выкинуть произвольно - ты ни к какому делу обещания на ушко не подошьешь. Написано у тебя 20, ну вот твои два оклада, жуй опилки.

Люди не просто так придумали фиксировать права, правила и договоренности на бумаге, какие-то единые для всех нормы. Да, эксклюзивные и разовые услуги, междусобойчики, контракты в парилке и “все все понимают” - это офигеть как удобно. Хорошо, когда ты ничем не ограничен и можешь действовать как угодно. Пока добрая воля всех сторон соблюдена. Но если состав этих “всех” изменится, то новые все могут ничего и не понять. Или успешно сделать вид, что они ничего не понимают, потому что не хотят соблюдать договор.

Вести двойную, тройную, многослойную бухгалтерию: что-то одно фиксировать формально, о чем-то другом договариваться, что-то третье держать в уме - можно, причем довольно долго. Но есть две проблемы: во-первых, чем дальше - тем сложнее, тем больше противоречий в этих реальностях накапливается, во-вторых, все работает пока у вас бессменный бухгалтер, который понимает логику этих реальностей взаимоотношений, а главное - готов их в таком виде поддерживать.

13 лет назад была идея подумать о завтрашнем дне и своей жизни в нем. Назначить к главному бухгалтеру юного практиканта и на очень мягких лапах, под строгим надзором, транслировать все бремя договоренностей вновь в неопределенное будущее. Ничего не получилось, не получилось до такой степени что Дмитрий Медведев оказался на должности, которой даже не существовало до его туда назначения. Чтобы все понимали: никакие договоренности с ним никогда не имели значения. А ведь тогда, в 2008 году, исходные условия были намного лучше, транзит намного проще. Если тогда не получилось так - то сейчас и подавно не выйдет.

Тем временем, Владимиру Путину 69 лет. Сколько еще он сможет выполнять свои функции? 5 лет? 10? 15? Ничто из этого - не абстрактное будущее. Вот-вот 15 лет исполнится первому Айфону, вполне осязаемый промежуток времени, особенно когда речь идет о миллиардах долларов, дворцах и самолетах.

7 октября каждого года - это ответ на вопрос: откуда рост репрессивности, откуда весь тот ад, который мы видим в новостях? С каждой этой датой все до большей доли тех, кому есть, что терять, будет доходить: уже миновала вторая рекламная пауза, уже третий акт, у этого эпизода точно будет конец. И выиграет в этом конце тот, кто его приблизит. Что это не та пьянка, какую можно пресечь - ведь она питается самим временем, ее можно только возглавить.

Понятное дело, что ментального спокойствия и единения такие мысли не добавляют. Что раньше казалось безвредным - теперь видится угрозой. Потому что пуганая ворона куста боится. Момент видится настолько тонким, что на него лучше не дышать.

Михаил Макогон

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены