Памяти моего политологического гуру Александра Чистова
Я продолжаю разговор о некоторых моих политологических изысканиях, начатый в "Конформизме и реформизме". Если читатель помнит, я вначале поделился свой теорией о различных векторах, вдоль которых группируются мировоззрения, и от том, что исхожу из того, что "правый" - это сторонник восстановления базовой социально-политической модели, а "левый" - сторонник перехода к следующей…
Рассуждения мои были просты. Западная политологическая шкала градуируется прежде всего по степени приверженности ценностям свободного рынка и демократии. В ней правый идеал – это "свободный (иначе – дикий) капитализм", а левый - это социализм и самоуправление. Но для Незападных стран необходимо ввести еще одну шкалу – отношение к модернизации. С этой точки зрения социальную эволюцию России за последние две сотни лет можно изобразить петлей от феодализма и крепостного права к буржуазному парламентаризму, затем резкий перескок к антирыночному тоталитарному квазифеодализму и постепенному движению к рынку и демократии (с периодическими срывами), а затем – новый поворот назад к неофеодализму (рыночному сталинизму).
Но значительно выразительней система выглядит, если представить универсальную ось "справа налево" - от феодализма к абсолютизму, затем к либеральному капитализму и социализму (рыночному и нерыночному). На каждом отрезке оси как бы размещается перпендикулярная ось "правые – левые". Или, допустим, эта малая ось скользит по большой вперед-назад, а ниши на ней заполняются конкретными доктринами, лидерами-идеологами и партиями. В целом получается, что советский коммунизм как антирыночное общество "левее" буржуазной демократии (которая "левее" клерикального абсолютизма). Но советские диссиденты – сторонники либерального капитализма - "левые" относительно сталинистского фундаментализма.
Но с началом демократической революции диссиденты делятся по западно-буржуазным критериям, и Явлинский "левее" Гайдара, а Кагарлицкий – "левее" Явлинского…
Чтобы не было путаницы, я советовал представить в российском социуме два "полюса" - "совковый" (имперско-антирыночный) фундаментализм в качестве "ядра" Русской цивилизации, и европейско-демократическая периферия, взаимодействующая с Западной цивилизацией. Но значительная часть населения ценностно и ментально как бы размазана между полюсами, образует тот самый "левоцентристский мост", о котором я бегло упомянул в предыдущей статье, рассказывая, как подыскивал Лужкову электоральную нишу*.
В целом мы получаем дугу** мировоззрений, идущую от гиперсталинистов к "парламентским коммунистам", "левоцентистским популистам", к демократическим социалистам, либералам, рыночным консерваторам, антирыночным консерваторам ("романтическим монархистам"), правым авторитаристам и фашистам.
Размышляя о том, сколько России реально нужно партий (я даже предлагал на переходный после путинизма период законодательно, подобно тому, как это сделано в США для "Слонов" и "Ослов", закрепить привилегии для тех партий, которые войдут в этот топ-лист по итогам выборов в Учредительное собрания), я исходил из числа 6. Но был согласен добавить еще одну – для неких идеальных центристов (вроде партии "ЯБЛОКО"). Логика моя была простая: главный процесс современной России – модернизация. Значит есть два полюса – модернизаторы и антимодернизаторы. Пусть у каждого идеологического полюса будет центр и два крыла – правый и левый. Второй вариант – в стране есть Правые, Левые и Центр. Пусть в каждой такой мировоззренческой зоне будет два направления – умеренное и радикальное.
Получив "сакральную" семерку, я превратил ее в 9-ку, приделав с каждого бока по радикальному сегменту. Дальше начинается вдумчивая раскраска, вдохновленная числом. Итак, слева направо: Инфракрасные маоисты (чучхеисты) и гиперсталинисты; Красные – тоталитарные коммунисты; Оранжевые – левые демократические социалисты; Жёлтые – умеренная социал-демократия; Зелёные – левые либералы; Голубые – правые либералы; Синие – рыночные консерваторы; Фиолетовые – правые авторитаристы, "консервативные революционеры"; Ультрафиолетовые – неофашисты, неонацисты…
Остается добавить, что фронт генеральной идеологической конфронтации очень долго, почти 200 лет смешался влево (роль правых консерваторов и авторитаристов играли роялисты и клерикалы), пока не прошел в начале семидесятых между брежневизмом и маоизмом в Азии, и брежневизмом и "социализмом с человеческим лицом" (еврокоммунизмом***) в Европе. Но затем, после появления Тэтчер, этот фронт быстро заскользил вправо, и сейчас главная баталия идет между зелеными и голубыми.
*Тогда я точно оценил её потенциал в 1/3 электората, в 1995 году разделенную между полудюжиной списков, в 1999 располовиненную Лужковым ("Отечество") и Березовским-Путиным ("Единство"), а потом соединенных в "Едре".
** В реальности дуга - это проекция на плоскость как минимум трехмерной фигуры. Например, "подкова" идеологического спектра может быть как бы поднята над плоскостью, образованной пересечением двух осей (например: отношение к традиции и отношение к рынку) под углом, но её "тень" - как в знаменитой платоновской пещере - падает на плоскость так, что края подковы получаются так сближенными, что почти сливаются... Это делалось как иллюстрация для тогдашних социологов, имевших дело с реальными идеологическими предпочтениями населения. В реальности созданная схема была многомерна - до 8 координатных осей. Потом анкетируемые политологи должны были в баллах определить место по градуированной шкале для каждой партии или лидера, а соединенные точки на каждой оси давали картинку в виде восьмиконечной звезды. Затем количество голосов избирателей или процент поддержки по опросам тогдашнего ВЦИОМа программно закладывали, как размер звезды, и получалась очень выразительная компьютерная картинка: давным-давно, в одной далекой-далекой галактике ...
*** 40 лет назад Генри Киссинджер был убежден, что идеологически Запад может противопоставить советскому коммунизму только еврокоммунизм (тогдашние доктрины Итальянской, Французской и Испанских компартий, отрицающие "диктатуру пролетариата"). Ситуацию изменило только появление польской "Солидарности".
! Орфография и стилистика автора сохранены
Многие годы на нашем сайте использовалась система комментирования, основанная на плагине Фейсбука. Неожиданно (как говорится «без объявления войны») Фейсбук отключил этот плагин. Отключил не только на нашем сайте, а вообще, у всех.
Таким образом, вы и мы остались без комментариев.
Мы постараемся найти замену комментариям Фейсбука, но на это потребуется время.
С уважением,
Редакция






