16 марта 2014 года в Крыму пройдет референдум. На выбор предложено два варианта ответов: "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?" или "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?".
Москва признает крымский референдум. Считает его законным, не противоречащим международному праву.
Вспоминается другой референдум.
21 марта 1992 года прошел референдум о статусе Республики Татарстан. На референдум был вынесен вопрос:
"Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?"
В день голосования было выдано 2.132.351 бюллетеней. 1.309.056 избирателей сказали "Да" новому статусу Татарстана. 794.444 избирателей проголосовали против изменения статуса республики.
Москва референдум не признала. Конституционный суд России подсуетился и уже 13 марта 1992 года вынес решение: "Признать Постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года "О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан" не соответствующим Конституции РСФСР в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров, поскольку это связано с односторонним изменением национально-государственного устройства РСФСР и означает, что Республика Татарстан не состоит в РСФСР".
Что изменилось за 22 года? Международное право стало другим? Или крымский референдум не предусматривает одностороннего изменения национально-государственного устройства Украины?
PS К слову, в 1992 году на татарстанском референдуме я не голосовал, потому как жил тогда в Вологде. Но итоги референдума почувствовал на себя. В то время на вологодском "ТВ-7" я вел программу "Гоп-стоп-камера". Программа была задиристой, многим не нравилась. Так вот, как раз вскоре после референдума на заборах в Вологде появились надписи "Хрипеля — в Бабаево, Муртазина — в Казань" (Геннадий Хрипель в то время возглавлял облсовет, был в контрах с губернатром, а родом он был из Бабаевского района Вологодской области).
! Орфография и стилистика автора сохранены