Накануне визита президента США Барака Обамы в Россию, намеченного на 6 июля, сопредседатель российского демократического движения "Солидарность" Борис Немцов заявил, что Обама должен встретиться в Москве с внесистемными оппозиционными политиками. Однако в этом вопросе еще нет полной ясности. Якобы в Вашингтоне относительно того, надо ли американскому президенту встречаться с российской оппозицией, продолжаются консультации. Мы обратились к различным политикам и экспертам с вопросами: надо ли Бараку Обаме встречаться с российской оппозицией, и вообще, хотят ли оппозиционеры этой встречи?
Борис Немцов, член бюро демократического движения "Солидарность" :
– Встреча Барака Обамы с внесистемной российской оппозицией важна для имиджа нашей страны в мире. Представления о том, что Россия нормальная демократическая страна, способствуют укреплению ее позиций, в том числе и на Западе, отношения с которым играют важную роль. Оппозиция представляет большую часть общества, она выступает за закон, порядок и демократию. За то, чтобы граждане могли открыто выражать своей мнение. Отказ от встречи с оппозицией будет означать, что Обама слабый президент. Поддержка путинского режима – путь тупиковый. Для нас же, оппозиционеров, встреча с Обамой не является принципиально важной, так как наши взаимоотношения с властью – это внутреннее дело России, и заграница здесь нам не поможет.
Денис Билунов, исполнительный директор демократического движения "Солидарность":
— Встречи американских властей с российской общественностью — это не новость, подобные встречи происходили во время визитов в Россию и Кондолизы Райс, и Джорджа Буша. Обычно их процедура согласовывалась и с российским МИДом, и с администрацией президента. По этой причине ни Каспаров, ни Немцов, как фигуры нежелательные для российской стороны, на таких встречах ни разу не были. Немцов призвал американскую сторону эту практику порушить. Будет ли польза российской оппозиции от такой встречи — это зависит еще и от того, кто будет в списке приглашенных. Если один внесистемный оппозиционер будет приходиться на десяток карманных правозащитников, которые свою точку зрения коррелируют с властью, то это будет бесполезная встреча, и даже вредная. Если же встреча пройдет в таком формате, что внесистемная оппозиция будет рассматриваться как сила, с который стоит выстраивать партнерские отношения, то она будет полезной. Авторитет оппозиции возрастет в том числе и в глазах части российской элиты, которая стремится быть более интегрированной в мировую элиту и которая прислушивается к мировым средствам массовой информации.
Борис Надеждин, сопредседатель партии "Правое дело":
– Я бы лично встретился с президентом США Бараком Обамой в любом качестве, потому что он является лидером крупнейшей державы — и это в любом случае интересно. Вообще, то, что во время своего визита в другие страны руководители США встречаются не только с официальным руководством страны, но и с лидерами крупнейших партий, – это обычная практика. Это важно для лучшего понимания политической ситуации. В настоящее время по закону в России существует всего семь партий, три из них представлены в парламенте, а четыре — нет, в том числе и "Правое дело". Их не так уж много, и Барак Обама мог встретиться с лидерами всех партий. Кроме того, традиционно в ходе визита планируется и встреча с общественными и непартийными деятелями, на мой взгляд, в их число могли бы войти и представители внесистемной оппозиции.
Андроник Мигранян, председатель научного совета Института стран СНГ :
— Встреча с общественностью — это традиционный ритуал лидеров США, а такого понятия, как встреча с оппозицией, не существует. Впрочем, когда-то советские коммунисты встречались с коммунистами зарубежных стран, и, возможно, США намерены реанимировать этот формат. Я, собственно, не знаю, кто у нас в оппозиции? Если таковые люди имеются, то они не представляют значимый сегмент в обществе, чтобы представлять интерес как для США, так и для России. Если все же Барак Обама надумает встретиться с антиконституционной, маргинальной оппозицией, то, мне кажется, лучшая реакция на это российских властей — игнорирование.
Сергей Удальцов, лидер АКМ:
— Я думаю, что встреча Барака Обамы с российской оппозицией могла бы быть полезной, информативной для обеих сторон. Только я сомневаюсь, что президент США готов встречаться и с левой оппозицией. Возможно, что ситуация в Америке с демократическими правами и обстоит лучше, чем в России, но по экономическим правам США не служит примером. Финансовые круги США во многом несут ответственность за развитие мирового кризиса. Так что у нас масса претензий к американскому президенту. Если он готов их выслушать, то мы готовы встречаться для обмена мнениями.
Евгений Волк, директор московского представительства американского фонда "Наследие":
— Вряд ли президент США будет играть по правилам, навязанным Кремлем. Ему важно встретиться с российской общественностью, и он с нею встретится. Конечно, Обама и так знает про существование альтернативных политических взглядов, про Ходорковского и про зажим прессы в России — ему об этом докладывали. Но для политика важно получить информацию из первых рук. Публичная политика предполагает общение с людьми, выстраивание своей собственной линии, а не копирование чужой. Обама восприимчив к информации. В нем нет той самонадеянности, что так глубоко укоренилась в нашем политическом истеблишменте. Это наши политики добиваются полного "одобрямс" и все неудачи, в том числе и лично свои, могут списать на происки врагов или на вражескую клевету. В США все по-другому. Все американские политики-демократы подвергаются жесткой критике со стороны своих оппонентов, в первую очередь республиканцев. Так что им приходится действовать с оглядкой на общественной мнение, а для американцев такие ценности, как развитое гражданское общество, — это не пустой звук.
Анатолий Баранов, член бюро Национальной ассамблеи:
— Я думаю, Обаме есть смысл встретиться в российской внесистемной оппозицией. Так как в России немало примеров нарушения прав человека, демократических норм, которые стали достоянием мировой прессы и вызвали громкие скандалы: это убийство журналистов, фальсификация выборов и многие другое. Было бы глупо со стороны Обамы и его команды делать вид, что всего этого не существует. Он все-таки в отличие от Медведева не был назначен преемником, а избирался, то есть он зависим от общественного мнения. В известной мере Медведеву и Путину будет неприятно, если Обама будет встречаться с теми, с кем ему не рекомендовали. Допустим, с представителями Национальной ассамблеи, с оппозицией, которой Путин не дарит на день рождения "Манифест коммунистической партии" и другие ценные подарки. Возможно, повинуясь протоколу, Обама воздержится от такой встречи, ведь это ему что-то надо от Медведева. Так что ключевой фигурой в данном случае является Медведев, у него есть шанс сыграть свою игру. Он может не препятствовать встрече президента США с внесистемной оппозицией. Это будет очень интересный поворот в нашей внутренней политике, ведь сейчас представители внесистемной оппозиции здорово рискуют. Например, людей, которые пытались передать в администрацию президента петицию в защиту Бекетова, встретил ОМОН, хотя они имеют полное право свободно обращаться в органы власти. Под влиянием международного общественного мнения может начаться демократическое послабление. А может и не начаться.
Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека", член бюро "Солидарности":
— Я считаю, что встреча президента США с российскими правозащитниками и представителями внесистемной оппозиции — это шаг в правильном направлении, тем более что такие прецеденты были в истории. Если оппозиция не боится, что ее объявят агентами ЦРУ, то и Обаме не стоит бояться обвинений во вмешательстве во внутренние дела России. Встреча Обамы с такими политиками, как Касьянов, Немцов, Каспаров, была бы очень полезной. Эта встреча единомышленников, которые имеют общие ценности. Предметом ее обсуждения могли бы стать вопросы продвижения нашей страны в сторону демократии и свободы.
Вы можете оставить свои комментарии здесь